Ангелы В иудаистической, христианской и мусульманской мифологиях – бесплотные существа, которые служат единому Богу, сражаются с Его врагами, воздают Ему хвалу, предают Его волю стихиям и людям.
Первоначально ангелы были едины, но впоследствии в каббалистической традиции, разработанной Псевдо-Дионисием (V или началоVI в.), появилось разделение на так называемые «девять ангельских чинов».
Девять ангельских чинов разбиты на 3 триады, каждая из которых имеет какую-либо особенность. Первая триада – серафимы, херувимы и престолы – характеризуется непосредственной близостью к Богу; вторая – силы, господства и власти – подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества; третья – начала, архангелы и ангелы – характеризуют непосредственно близость к человеку.
Псевдо-Дионисий суммировал то, что было накоплено до него. Серафимы, херувимы, силы и ангелы упоминаются уже в ветхом Завете, в Новом Завете появляются господства, начала, престолы, власти и архангелы.
По своему положению в иерархии чины располагаются следующим образом:
Серафимы – первый
Херувимы – второй
Престолы – третий
Господства – четвертый
Силы – пятый
Власти – шестой
Начала – седьмой
Архангелы – восьмой
Ангелы – девятый
По классификации Григория Богослова (IV в.) ангельская иерархия состоит из ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, сил, сияний, восхождений и разумений.
Что касается облика ангелов, то существует несколько описаний: «Ангелы , подобно душе, имеют члены, глову, очи , уста, перси, руки, ноги, волосы - словом, полное подобие видимого человека в теле. Красота добродетели и Божия благодать сияют на лицах святых ангелов» (Игнатий Брянчанинов).
«Ангелы являются людям в виде символов огненных, предстают огненными колесами и мужами как бы молниевидными» (Псевдо-Дионисий).
Любое из описаний может быть верным, ибо истинный ангельский облик недоступен человеческому пониманию.
Архангелы Архангелы (греч. αρχι-, «главный, старший» + греч. άγγελος, «вестник, посланец») — в христианских представлениях старшие ангелы. Церковь учит, что ангельский мир состоит из девяти чинов (Рим. 8:38; Еф. 1:21, 3:10; Сол. 4:9), различающихся своей близостью к Богу и нисходящих от Бога к роду человеческому: Херувимы, Серафимы, Престолы, Начала, Господства, Силы, Власти, Архангелы и Ангелы. Постижение иерархического строения ангельского мира промыслительно сокрыто от людей в нынешнем веке, но откроется в будущем «сынам воскресения», которые, по слову Господа, будут «равны ангелам» (Лк. 20:36).
Архангелы - великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Архангелы открывают пророчества, познание и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания Святого Евангелия и открывают таинства благочестивой веры.
Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы
Михаил и
Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы
Рафаил,
Уриил,
Салафиил,
Иегудиил и
Варахиил.
В книге Товита архангел
Рафаил («исцелил Господь») говорит о себе: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12,15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архистратиг Михаил.
Архангел
Михаил («Кто, как Бог») в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», то есть. старший воин, вождь.
Архангел
Гавриил («муж Божий») обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26).
Архангелы
Салафиил («молитва к Богу»),
Уриил («свет Божий», или «Бог свет есть») и
Иеремиил («высота Божия») упоминаются только в неканонической книге Ездры.
Архангел
Варахиил («благословение Божие») и Архангел Иегудиил («хвала Божия») в Библии не упоминаются, известны только по преданиям.